8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо блокады, перерезав сухопутную связь Ленинграда с остальной страной. На тот момент в Ленинграде находилось более 3-х миллионов мирных жителей, жизнь которых зависела от возможности снабжения города продовольствием. Ранняя зима сковала льдом Ладожское озеро и в ноябре по льду была проложена 30 километровая автодорога ВАД-101. Эта трасса являлась Дорогой Жизни для осажденного Ленинграда.
Как символично, что в ноябре мы вместе с ребятами, проявившими способности в олимпиадах и конкурсах, приняли участие в двухдневной экскурсии, организованной районным комитетом по образованию. В программе экскурсии нас ждал рассказ об истории бессмертного подвига воинов Ленинградского фронта, Ладожской военной флотилии и героев «Дороги Жизни». 500 тысяч человек было вывезено в тыл зимой-весной 1942 года, ледовая переправа продолжала действовать и в следующие две зимы до полного снятия блокады в январе 1944 года.
Во время экскурсии мы посетили мемориальные комплексы, входящие в состав «Зеленого пояса славы». На открытой территории музея «Дорога жизни» осмотрели выставку военной техники: здесь выставлена знаменитая полуторка, автобус, самолет «Ли-2», немецкая десантная баржа с пулеметом и буксиры. Затем отправились к мемориалу «Цветок жизни», созданному в память о погибших детях блокадного Ленинграда. Прошли по Аллее Дружбы и увидели траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника.
В январе 1943 года, сразу после прорыва узкого сухопутного коридора вдоль Ладожского озера, началось строительство железнодорожного пути длиной 33 километра с мостом через Неву. 7 февраля 1943 года в осажденный город пришел первый поезд с Большой Земли. Железная дорога, построенная за 17 дней, получила название «Дорога Победы». Осмотрели установленный на железнодорожной станции «Ладожское озеро» паровоз, который работал на «Дороге Победы».
Еще свыше года враг стоял у стен Ленинграда, но уже ничто не могло сломить защитников нашего города.
Мы проехали этой легендарной дорогой, ощутив холодное дыхание Ладоги, почтили память тех, кто совершал здесь ежедневный подвиг — и тех, для кого эта дорога стала последней… А кроме того — узнали много новых, захватывающих и героических историй о тех тяжёлых днях, посмотрели на свинцовые воды Ладоги через прицел орудия, когда-то защищавшего Дорогу Жизни.
Е.Н.Филиппова, заместитель директора по УВР